пятница, 27 января 2012 г.

Что внутри у электронного чайника?

Концепция “Умный дом” давно не дает мне покоя... Я расскажу о своем личном опыте в деле автоматизации кухни. На кухне тоже должна быть электроника! Никто уже не посчитает диковинкой такие вещи, как:
  1. микроволновая печь, которой можно задать алгоритм работы нажатием кнопок на цифровой клавиатуре;
  2. холодильник с электронным термостатом;
  3. духовой шкаф с электронным таймером и датчиком температуры.
Хотелось бы еще чего-то необычного. Есть, конечно, интересные устройства, вроде холодильника, умеющего самостоятельно заказывать продукты и раздавать торренты (Антон, тебе привет :) ), но это уже слишком.

Мне нужен был электрочайник. Я, естественно, решил покупать электронный.

Выбирать долго не пришлось, так как в 2009 году еще не было большого выбора электрочайников с электронным управлением. Мой выбор пал на Philips HD 4686/30 (белого цвета). Эта моделька умеет нагревать воду по выбору до 40, 60, 80 или 100 градусов, поддерживать заданную температуру в течении 30 минут, имеет несколько защит от перегрева. Радует глаз ряд светодиодов на его корпусе, которые показывают текущую температуру воды.
Как всегда, моему счастью не было границ. Очень удобно оказалось нагревать кипяченую воду до 60 градусов для того, чтобы растворить варенье и не ждать, пока вода остынет перед тем, как ее пить. Удобно заваривать зеленый чай 80-градусной водой и т.п.

Все было отлично чуть больше года, пока в чайнике не накопилось столько накипи, что это уже стало раздражать.
От накипи я избавляюсь очень просто — высыпаю в чайник половину пакетика лимонной кислоты и кипячу в нем воду. После очистки дно чайника и все его фильтры (сеточки и металлическая стружка) опять заблестели и стали как новые.
И тут началось... На следующий день чайник потек.
Вскоре я выяснил, что достаточно много владельцев этой модели столкнулись с подобной проблемой.
Гарантия на чайник еще не закончилась. В сервисном центре сказали, что чайники не ремонтируют, а просто заменяют на новые. Но вот незадача — чайники белого цвета уже не выпускают! Черный чайник смотрелся бы на моей кухне не “кошерно”, так что я отказался его менять и решил чинить самостоятельно.
Ну что ж, подумал я, вот и настал тот час, когда я могу с чистой совестью наконец покопаться в его внутренностях.
Разобрать его в первый раз было непросто — нужна была отвертка “звездочка” (T8) и недюжинная сноровка для отгибания пластиковых защелок. Вскоре я добрался до дискового нагревательного элемента, вытянул его и снял с него уплотнительное кольцо.


Уплотнительное кольцо, кстати, запатентованное (китайский патент №zl98811836.x). Называется оно EASIFIX PRESSURE SEAL (тут подробнее).

Как оказалось, течь была вызвана присутствием остатков накипи на уплотнительном кольце. Я все тщательно вычистил раствором лимонной кислоты и собрал чайник обратно.


Позже я стал перебирать чайник каждый раз после подобной чистки.

Примерно через год меня ожидал второй сюрприз. Чайник стал выключаться через несколько секунд после включения. Первое, что я предположил, — проблемы с блоком питания электроники. Грешил на высохший электролитический конденсатор. На этот раз я разобрал чайник полностью.
Надо отдать должное инженерам, корпус продуман очень хорошо. Электроника надежно защищена от влаги. Есть чему поучиться.

Вот оно — электронное сердце, т.е. печатная плата моей “прелести”. Я нашел документацию на микроконтроллер, оказалось, что он способен даже музыку играть.

По ходу выяснил, что в чайнике не один датчик температуры а два — внизу и вверху под крышкой. Двойная защита!

Я заменил конденсатор и проверил работу чайника. Все прошло нормально.

Видео с испытаний :) :
Я собрал чайник обратно, залил воду и... он опять выключается через 2 секунды!
Как всегда, в разобранном виде работает, а в собранном — нет. Обычное дело.

Я уже не знал куда “копать”. И тут случайно заметил, что если чайник потрясти, то ему удается проработать несколько дольше. Стало похоже на то, что всему виной не электроника, а механика.

Я добрался до термореле — это третья линия обороны. Термореле находится на тыльной стороне дискового нагревательного элемента. Оказалось, что оно вышло из строя и стало размыкать цепь при штатных температурах вместо аварийных. Починил я его просто подогнув контакты пинцетом.
Теперь чайник работает как надо.
Может теперь приделать к нему радиоуправление? ;)


Этот пост также опубликован у меня в ЖЖ:

33 комментария:

  1. Отличная статья :)
    И.Х.

    ОтветитьУдалить
  2. Статья годится даже для таких старых как я, бабушек, но технически грамотных! У меня такая же проблема с течью. Попробуем бороться. СПАСИБО!!!
    А Чайник задуман очень хорошо. Не хочется менять - не вижу аналогов. Пользуюсь 3 года, но примерно полгода, как мучаюсь

    ОтветитьУдалить
  3. подскажите, где у этого чайника расположена пищалка?
    на видео он при закипании достаточно громко пищит... у меня такая же модель, только черного цвета... купил пару недель назад, так вот он издает ели слышный звук, метров с трех даже не слышно :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пищалка находится в ручке. Вот тут ее видно: http://2.bp.blogspot.com/-4I3Y42Oz4Ys/Tx3J5tFZefI/AAAAAAAACJ4/9WMkjCet18A/s1600/2011-11-17+23.08.08.jpg

      Вообще в ручке две маленьких платки:
      1) для кнопки и светодиода (выше)
      2) для пищалки (ниже)

      Удалить
  4. Не получается снять дно. Можете подробней написать про "недюжинная сноровка для отгибания пластиковых защелок" или видео выложить?

    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Долго раскручивал и выковыривал дно, но оказалось, что его можно просто выдавить изнутри, при этом желательно не оборвать провода, которые идут в ручку.

      Удалить
    2. Извините, что отвечаю с задержкой. Путешествовал и график был плотный.

      Открывал с помощью двух отверток -- использовал их как клинья для того, чтобы разогнуть защелки. А потом, как уже написал Алексей, выдавил дно изнутри.

      Удалить
  5. Добавлю!Рекомендую- подложить под прокладку резинку квадратного сечения, применяются в упаковке например,перестанет течь очень надолго.И еще, заменить кнопку включения на влагозащищенную, продается на радиорынке,выглядит почти также, только нажимная часть -резиновая.Штатная, через пару лет эксплуатации, может заржаветь.Мой чайник работает в офисе.Сам я инженер по ремонту и обслуживанию электронной техники.(texnik444@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, точно. Со временем кнопка заржавела. Буду менять :)

      Удалить
  6. +1, Like ))) спасибо, очень помогло.

    ОтветитьУдалить
  7. Пишут что приспособились разбирать с помощью зубочисток.

    ОтветитьУдалить
  8. Когда мой чайник Philips HD 4686, польской сборки, после 2 (кажется) лет эксплуатации, стал вырубаться на 60°, я решил по совету в этом посте подогнуть контакты в двух термореле на тыльной стороне дискового нагревательного элемента. Но, вероятно, не угадал, как это правильно сделать. После некоторых попыток чайник начинал вырубаться уже на 40°, после других снова начинал терпеть до 60°. Между прочим, громкий щелчок при этом раздается из ручки.
    А вы что и как там подгибали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто сделал так, чтобы исключить возможность срабатывания термореле (эти контакты оно и есть). Подогнуть их так, чтобы они уже никуда сами не отогнулись вообще. Но этим вы ухудшаете пожаробезопасность... так что, это уже на Ваш страх и риск.

      Удалить
  9. Спасибо! Очень помогли с ремонтом. Модель чайника реально отличная - жалко выбрасывать.

    ОтветитьУдалить
  10. А у меня, похоже, полетела кнопка включения. Она вся заржавела и при нажатии из нее вытекает вода. Так что корпус продуман не так хорошо, как было бы должно ;) Вопрос: помогите найти такую, или аналогичную кнопку в Москве (в chip-dip похожую не нашел). Заранее спасибо =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По Москве не помогу - я в Киеве.
      Тут был уже комментарий по поводу кнопки. Может там вам помогут.

      Удалить
  11. Подскажите пожалуйста, этот самый чайник при включении стал просто жужжать и не греет воду. Звук исходит из той части где кнопки. Лампочка горит как обычно. Не тонул. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что стоит сменить электролитический конденсатор. Возможно упала мощность блока питания. Теперь максимальный ток блока питания ниже тока удержания реле.

      Удалить
  12. помогите подключить чайник!!! разобрал чтоб поменять биметаллическую пластину и забыл куда какие провода подключаються???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините, что отвечаю с задержкой. Но Вам стоило сразу обратить внимание на фото :)
      (http://4.bp.blogspot.com/-ik4_81FsSOg/Tx6mpeCGvXI/AAAAAAAACO4/iW0VZevfVA4/s640/2011-11-23+19.39.36.jpg)

      Удалить
  13. добрый день!
    Статья супер, чуть не отдал в ремонт чайник, хотели содрать с меня 120 грн.
    Течь убрал, помоему) Но есть еще две проблемы, одна это вторая описаная проблема в блоге, и не могу понять что нужно сделать с контактами, если их отогнуть то контакты разъеденяются и чайник вообще не работает, а если зафиксировать, чтоб при включении не разъеденяло через пару секунд, то чайник сам себя по достижению заданой температуры не выключает...что нужно сделать с контактом? И вторая проблема, это прикол с кнопкой, ставлю чайник на круг питания и кнопка питания горит, но чайник не греет, начинаю кнопки клатцать, все равно не включается, иногда правда что то замыкает и он начинает греть, что делать, менять кнопку? где ее взять? Заранее спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я старался! :)
      И тут много кто еще поделился опытом в комментариях. Им тоже большое спасибо за участие!

      Я советую вам теперь заменить конденсаторы. В начале электролиты и, если не поможет, тонкопленочный.
      Похоже, что блок питания уже слабоват стал. Мощности мало даже для электроники. Странно, что реле включается. Может еще проверьте контакты датчиков. Вряд ли испортились датчики и микроконтроллер.

      Удалить
  14. У меня такой-же, только уже похоже подделка. С одним датчиком температуры. Моему года два, стал моросить. Чтобы включить надо его снимать и ставить обратно на подставку. %) Думаю кондер высох. Биметал в норме.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте. Есть вопрос. У меня тоже чайник стал выключаться после 60 градусов. Накипи нет ибо пользуюсь водой после ОО.
    Отогнув обе пластины такие как у вас на фотках с двух сторон получил чайник который вообще не включается.
    https://docs.google.com/file/d/0Bz-hxsgoyqYwUkU0UzZ6Zjlua2s/edit?usp=sharing
    https://docs.google.com/file/d/0Bz-hxsgoyqYwZHdtM0l2R0p0aEE/edit?usp=sharing
    Может я не то отогнул?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согните их так, чтобы они были замкнуты, а не разомкнуты (как у вас). Вы должны исключить возможность срабатывания термореле (эти контакты оно и есть). Подогнуть их так, чтобы они уже никуда сами не отогнулись вообще. Но этим вы ухудшаете пожаробезопасность... так что, это уже на Ваш страх и риск.

      Удалить
  16. Напоминаю:
    Этот пост также опубликован у меня в ЖЖ:
    http://ykhokhlov.livejournal.com/1094.html

    Там тоже есть полезные комментарии.

    ОтветитьУдалить
  17. спасибо большое за советы. я пользуюсь чайником уже 6 лет. проблем никаких не было до сих пор. у меня перестал включаться от нажатия кнопки вкл\выкл. ремонтник предположил, что нагревательный элемент погорел. я немного повозившись с зубочистками, открыл дно чайника и прозвонил контакты тестером. все гуд. проверил все элементы оказались в порядки и выяснил, что просто плана кнопки включения немного сдвинулась почему то. сдвинул и все ок. ну за одно разобрался с чайником, прочистил все узлы от накипи и успешно собрал. накипи на силиконовой прокладке было совсем немного за 6 лет. тем кто жалуется на Филипс по поводу качества, посоветую одно - заливайте качественную воду. я использую только родниковую воду. ведь накипь образуя "караллы", деформирует прокладку и способствует тем самым течи воды наружу.

    ОтветитьУдалить